Вы невнимательны, и это совершенно нормально. Почему?
Немного о внимании
Кажется, что быть внимательным — это так же привычно, как и бегать. Каждый ребенок, освоив свои первые шаги, стремится побежать. Бег для детей — это перманентное состояние, в котором они чувствуют себя свободно и непринужденно. Но почему с возрастом мы постепенно теряем эту свободу и легкость, а бег становится для нас испытанием?
Когда мы пробуем вернуть его во взрослую жизнь, то сталкиваемся с неприятным сюрпризом: наш организм сопротивляется и не хочет получать былое удовольствие от пробежки. Она воспринимается уже не как естественное и непринужденное занятие, а как изнуряющий стресс.
И чтобы снова, как в детстве, получать от бега удовольствие, нам приходится прикладывать усилия и тратить время на тренировки по освоению беговой техники и повышению выносливости, преодолевая сопротивление организма.
Подобно бегу, наше внимание кажется нам чем-то естественным и доступным. Однако жизненный опыт и многочисленные исследования доказывают, что это далеко не так
С одной стороны, мы нередко упускаем немаловажные детали и совершаем ошибки из-за невнимательности: пропускаем информацию в инструкциях и условиях договора, не можем найти вещи, которые лежат на виду, и так далее.
Каждый из нас может вспомнить ситуацию, когда оказывался на месте героя басни Крылова «Любопытный», который «слона-то и не приметил».
С другой стороны, за наше внимание конкурируют СМИ, рекламные компании, медиа и социальные сети. Для них оно является ценным ресурсом, привлекая который они заполняют практически весь «эфир нашего сознания», обращаясь к древним эмоциональным отделам мозга, притупляя бдительность более молодых, рационально мыслящих его частей.
Два этих факта — невнимательность и зашумленность «эфира сознания» — подтверждают истину, известную когнитивным психологам и фокусникам: управление и контроль над вниманием не являются естественными функциями нашего мозга. А значит, их необходимо постоянно развивать и совершенствовать, подобно технике бега.
Но в отличие от бега, внимание — более сложный процесс, критический для полноценного функционирования нашей психики. Именно оно обеспечивает непрерывность нашего сознания, сшивая, словно иголка с ниткой, наше прошлое с будущим, нашу память с воображением.
Внимание и воля
Чтобы научиться лучше управлять природным вниманием, человечество развило суперспособность — волю. Ее работу обеспечивает сеть нервных центров, расположенных преимущественно в лобных отделах мозга.
Сила воли позволяет нам не просто наблюдать за бесконечным потоком событий, реагируя лишь на те из них, что важны для выживания. Она дает способность управлять им, фильтруя и отбирая из него значимую информацию для решения интеллектуальных, творческих и других когнитивно сложных задач.
Благодаря произвольному вниманию мы способны обучаться, сосредотачиваясь на скучных, монотонных и подчас неинтересных для нас задачах, преодолевая силу притяжения отвлекающих нас факторов.
Этой силой обладают окружающие нас предметы и события, которые, подобно магниту, притягивают наше внимание. У одних она сильнее, у других — слабее, а некоторые из них обладают противоположной отталкивающей силой.
Источник этого магнетизма кроется не в самих предметах, а в образах, которые создает наш мозг во внутреннем психическом пространстве
Именно на основе этого многомерного пространства, наполненного образами, смыслами и убеждениями, формируется наше субъективное представление об окружающем нас мире — «образ мира».
Мозг регулярно обновляет этот образ, населяя его объектами с разной степенью субъективной привлекательности или непривлекательности, которую психологи вслед за Куртом Левиным называют «валентностью».
Предметы, события или ситуации, обладающие положительной валентностью, притягивают наше внимание без усилий. Например, мультфильм, в отличие от книги, с большей вероятностью притянет внимание ребенка, а рабочие задачи у взрослых нередко проигрывают конкуренцию новостям или мемам в социальных сетях.
С другой стороны, отрицательная валентность часто становится причиной прокрастинации и лени. Мы часто откладываем или игнорируем неинтересные для нас дела, находя массу оправданий и отговорок, несмотря на всю их важность и срочность.
Что же делать?
Представьте, что вы плывете по реке против течения. Чтобы не дать потоку унести вас, нужно прилагать усилия, а чтобы начать продвигаться вперед — вдвое больше.
Для личностного развития и роста нам приходится познавать и постоянно оттачивать «искусство плыть против течения». Признанные мастера в нем — буддийские монахи — считают произвольное внимание ключевым элементом духовного развития и посвящают его совершенствованию всю свою жизнь.
Контроль над природным началом требует от нас развитой силы воли, без которой мы будем вынуждены плыть по течению, позволяя обстоятельствам определять нашу жизнь. Но, в отличие от животных, мы, люди, способны не просто «встраиваться в поток», а активно преобразовывать его, стремясь к бесконечному совершенству.