Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» - Женский журнал о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Стиль жизни

Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Кадр из сериала

О чем

Татарстан, конец восьмидесятых. 14-летний Андрей (Леон Кемстач) — послушный сын, прилежный ученик и талантливый клавишник. Скромный и неконфликтный, подросток становится целью для местных хулиганов. Один — будущий приятель Андрея — избивает его в автобусе, другой — бывший друг — вымогает деньги на переменах.

Ни матери, ни учителям рассказывать об издевательствах подросток не собирается. Вместо этого он решает проблему иначе. Мальчик вступает в молодежную группировку, где из «чушпана» превращается в «пацана», однако жестокие правила внутри банды не сулят ему ничего хорошего.

Кто создатель и за что критикуют

«Слово пацана. Кровь на асфальте» стал настоящим феноменом этой осени и начала зимы. Сперва о сериале заговорили после фестиваля «Новый сезон», где проект завоевал главный приз. После выхода первых серий его раскритиковала омбудсмен Татарстана, заявив, что «фильм стал романтизацией бандитизма». На днях депутат Госдумы Нина Останина выступила с требованием проверить сериал на предмет пропаганды и распространения информации, якобы способной причинить вред подросткам.

За производство скандального «Слова пацана» отвечал режиссер Жора Крыжовников, снявший «Горько!» и «Звоните ДиКаприо!»

Сценарий он писал в соавторстве с Андреем Золотаревым («13 клиническая») по мотивам книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010». В ней автор рассказывает о так называемом «казанском феномене» — знаковом региональном явлении позднесоветского периода, когда преимущественно подростки сколачивали банды по принципу проживания в том или ином районе и контролировали «асфальт».

Об отсутствии романтизации

Сериал не экранизирует книгу, она лишь служит отправной точкой для того, чтобы показать, как выдуманные герои собственными руками прокладывают себе путь в беспросветную темноту. Из пай-мальчика Андрей превращается в ожесточенного подростка, который прибегает к угрозам, насилию и беззастенчиво лжет матери.

Его новоиспеченный приятель Марат учит друга, как воровать, и не устает напоминать: пацаны не извиняются. Вернувшийся из Афганистана старший брат Марата — Вова хочет отойти от дележки «асфальта» и открыть бизнес, но нерешенные дела группировки засасывают в нее с новой силой.

«Слово пацана» обвиняют в романтизации бандитизма, и поначалу действительно может так показаться. Но это не так

С вступлением в банду жизнь Андрея играет новыми красками: еще недавно он был в отчаянии, а сейчас силен, уверен в себе и может позволить руководствоваться собственными порядками. Однако чем больше зритель углубляется в мир улицы, тем яснее становится, насколько он уродлив и искажен.

Андрей Золотарев прямо говорит, что выбор подростков — «путь в ад», а Жора Крыжовников убедительно это показывает. Показной кодекс чести сменяется беспощадным актом насилия, где каждая смерть оборачивается безутешным горем родителей над крышкой гроба их совсем еще молодых детей. 

О потерянных взрослых

При упоминании «Слова» часто говорят о «потерянном поколении» молодых людей, многие из которых росли без отцов, чувствовали себя непонятыми, ненужными и находили поддержку среди своих сверстников. Однако корректно термин употребить и по отношению к взрослым в сериале.

В течение вышедших пяти серий мы знакомимся с семьями Андрея, Марата и Вовы, встречаем оперуполномоченного Ильдара, инспектора по делам несовершеннолетних Ирину, учителей. Однако никому из них не удается достучаться до школьников. Все еще живущие советскими идеалами и растерянные перед кардинальными изменениями внутри страны взрослые совершенно не знают, что говорить и как вести себя с взбунтовавшимися детьми.

Мать Андрея (Юлия Александрова) наивно верит, что мальчика спасет надзор милиции или суворовское училище, а когда это не работает, от бессилия плачет. За помощью женщина обращается к близкому другу Ильдару, но тот в воспитании склоняется не к беседам, а грубой силе и шантажу. Разговаривать не привык и отец Марата (Сергей Бурунов).

Вместо того, чтобы выслушать сына и аккуратно попытаться ему помочь, мужчина позволяет себе грубые оскорбления в его адрес и физическое насилие

Еще одна семья в «Слове» — родители прилежной юной скрипачки Айгуль, девушки Марата. Когда с девочкой случается страшное, отец обвиняет ее в случившемся и беспокоится, что скажут соседи. Травматичный опыт и отсутствие поддержки самых близких людей, в свою очередь, приводит к еще одной непоправимой беде.

В противовес родителям выступает сотрудница милиции Ирина, которая очень нравится Андрею. Мягко и без осуждений девушка хочет вытащить парня из группировки, пытаясь увлечь любимой рок-музыкой и возможностью играть в группе, однако знакомые героини грубостью обрубают этот шанс на корню. Всеобщая растерянность, отчаяние и разобщенность приводит на экране к драматичным последствиям. Жестокость порождает жестокость, а слово пацана оказывается не более чем пустым звуком, за которым наступает страшная тишина.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»