«Титаник»: психологический разбор легендарного треугольника Карпмана из мира кино
Кадр из фильма «Титаник» (1997 год)
1. Роза и ее мать
Мать главной героини Руфь Дьюитт Бьюкейтер — властная, диктующая правила, подавляющая по отношению к дочери фигура. Таким своим поведением она формирует истерическое ядро личности в ребенке. Оттого и Роза, будучи взрослой дамой, ведет себя как взбалмошный, бунтующий и капризный ребенок, который таким образом пытается избавиться от гнета.
Это ее адаптация к имеющимся условиям, необходимым для выживания
Мать находит ей жениха, исходя из собственных предпочтений и классовой принадлежности. Ей не интересны ни мнение, ни чувства дочери. Мать — классический преследователь из треугольника Карпмана, дочь — жертва.
Кадр из фильма «Титаник» (1997 год)
2. Роза и ее жених
Еще одна линия абьюзивных отношений в фильме. С матерью, по отношению к Розе, схож Каледон Хокли, который представлен зрителю как эгоистичный, властный, циничный персонаж. Он обожал Розу при определенном ее поведении: таком, как он ей скажет. Оттого и подвергал ее насилию.
И если бы Роза не сопротивлялась, вероятнее всего, она бы была малоинтересна Каледону, ему бы нечем было подпитывать свое нарциссическое эго
Здесь как раз и есть вся суть подобных отношений: да, нужна покладистая пассия, но только тогда, когда абьюзер подавит ее волю. Базово покладистая Роза — не предмет обожания.
Каледон, как и мать Розы, постепенно уничтожали личность героини. Не давали ей проявляться такой, какая она есть на самом деле. И в то же время Розе самой нужны были эти приключения и игры. Это ее норма, иначе она начинает «скучать» и жить с ощущением, что что-то не так. Итак, Каледон в этом фильме — еще один агрессор и преследователь.
Кадр из фильма «Титаник» (1997 год)
3. Роза и Джек
И вот в пиковый момент бунта Розы, которая бежит по палубе корабля, расталкивая всех на своем пути (она на самом деле привлекает внимание) в попытке кинуться с палубы в океан, дабы прекратить свои страдания, на сцене появляется «спасатель» Джек. Третье лицо, необходимое жертве для отыгрывания своего привычного сценария.
Джек — классический балагур с нарциссическим радикалом, любитель приключений и дофамина. Ничего в его жизни не происходит без риска, и эти сцены мы видим в фильме. Все помнят, как он пробрался на корабль, каждый его шаг — это риск быть рассекреченным, арестованным и высаженным с палубы. В отношениях с Розой это также момент написания картины — в кабинете ее жениха. Нельзя же было выбрать место поукромнее!
И возможно? этой своей взбалмошностью он и привлек Розу: умением жить свою жизнь. Никакие директива и абьюз ему незнакомы
При этом нарциссический радикал способствовал его выбору девушки. Вспомните: все девушки его круга не представлялись интересными. Нарциссам скучно с доступными объектами. Он выбрал девушку из высшего общества и всячески завоевывал ее.
Для Розы Джек тоже был «запретным плодом», который во что бы то ни стало нужно было получить, тем самым противясь воли матери и жениха. Это чистой воды бунтарское поведение жертвы. И только при данных условиях «недостижимого и запретного» эти отношения имели место быть. В других условиях Роза просто прошла бы мимо, так как не было бы игры и бунта. Или их отношения не продлились бы больше месяца, поскольку влюбленность Джека наверняка улетучилась бы, как только бы он понял, что Роза на самом деле вполне легкодоступна.
Тем не менее в итоге Джек стал героем, который спас жизнь Розы и свою любовь, в то время как Каледон спасал себя, забыв о своей невесте. Но на самом ли деле мотив к такой жертве лежал в любви к Розе, как нам было показано? Ведь рассматривая Джека как личность, мы подразумеваем его ветреность, непостоянство в отношениях и чувствах. Тогда и самопожертвование могло лежать глубоко в нарциссической потребности быть признанным, уникальным, в желании увековечить себя в памяти других.