«Стань лучшей версией себя!»: что не так с этой фразой и почему может быть опасна позитивная психология
Упражнение BPS
«Лучшая из возможных версия себя» (BPS) — популярное упражнение, разработанное в 2006 году позитивными психологами Кенноном Шелдоном и Соней Любомирски. Его можно найти во многих книгах по самопомощи, на курсах с коучами и виртуальных платформах, таких как Happify. А также на платформе, которую позитивные психологи создали для специалистов по счастью, чтобы те могли использовать ее с клиентами, — «Инструментарий позитивной психологии», где собраны лекции, упражнения, занятия, психологические вмешательства, советы и «карточки действий» с «подробными рекомендациями, как внедрить новые хорошие привычки в вашу жизнь».
Ежемесячная подписка на этот ресурс стоит (в конце 2018 года) 24 доллара. Упражнение на лучшую версию себя состоит из серии пятнадцатиминутных сессий, на которых людям предлагается представить, как выглядят их будущие, наиболее развитые «я»: «„Подумайте о лучшей из возможных версий себя“ означает, что вы представляете себя в будущем, после того как все сложится настолько хорошо, насколько это только возможно. […] Думайте об этом как о воплощении ваших жизненных мечтаний и ваших лучших возможностей».
Согласно Шелдону и Любомирски, это упражнение помогает добиться более высокого уровня счастья, «позволяя познать себя, разъяснить и перестроить приоритеты, лучше понять мотивы и эмоции»
Считается, что представление лучшего возможного «я» помогает людям не только определиться с целями и получить проекции будущего, но и осознать, чего им не хватает в настоящем, чтобы изменить его в соответствии со своим идеалом. Однако следует избегать воспоминаний, чтобы не застрять в негативных самооценках и критических суждениях.
Наряду с экспериментальными данными, используемыми для доказательства того, что упражнение является «мощной практикой», позволяющей «извлекать долгосрочную эмоциональную выгоду», Любомирски добавляет свидетельство Молли. Женщина в частном порядке поделилась восторгом от упражнения, которое помогло ей «осознать», что она «могла бы делать больше» для достижения своих целей и что «небольшими усилиями» и упорством она сможет «достичь этой лучшей жизни» для себя. По словам Любомирски, Молли демонстрирует несколько преимуществ стратегии «Лучшая из возможных версия себя». Она осознала, как добиться желаемого. Теперь она с большей вероятностью будет стараться исполнить мечты и станет более счастливым человеком.
«Позитивное» упрощение
Это упражнение представляет несколько моментов, которым стоит уделить внимание. Первый — это привычное упрощение, характерное для многих подобных позитивных психологических практик. Существенная разница между важностью, придаваемой позитивными психологами процветанию и самосовершенствованию, и простыми и почти примитивными упражнениями, которые они предлагают для этого, вызывает удивление.
Как пятнадцатиминутное письменное задание может на деле улучшить жизни людей?
Зачастую эти упражнения кажутся не научными методами, а не более чем здравым смыслом (например, ожидается, что размышление о своих целях заставит человека задуматься о том, как лучше их достичь). Несомненно, с помощью такого упрощения эти задания по самосовершенствованию превращаются в идеальный товар, который обещает значительную психологическую и эмоциональную отдачу, не требуя при этом практически никаких инвестиций как от тех, кто их предлагает, так и тех, кто их потребляет.
Многие подобные техники можно принять за эклектичные и несложные «технологии аутентичности», которые опираются на смесь учений нью-эйдж, схем лечения разговорами, стоицизма и выраженного гуманистического фона, где производимый товар — не что иное, как перформативный акт повествования, в котором индивиды реорганизуют свой опыт по мере того, как им делятся.
Упрощение упражнений на лучшую версию себя и других подобных техник также поднимает вопрос о том, действительно ли эти примитивные задания действуют и почему. Позитивные психологи утверждают, что их техники и упражнения положительно воздействуют на людей, несмотря на критику их эффективности.
Эксперимент Монгрейна и Ансельмо-Мэттьюса
Монгрейн и Ансельмо-Мэттьюс, например, повторили эксперимент с двумя знаковыми позитивными психологическими упражнениями. Авторы сравнили три группы: группу, выполняющую оригинальные упражнения, контрольную группу, выполняющую упражнение на раннее запоминание, и группу «позитивного плацебо» (с упражнением на позитивное запоминание). Их цель — выяснить, было ли что-то «особенное» в ППУ [позитивных психологических упражнениях], кроме доступа к позитивным самопрезентациям».
В итоге результаты первой группы почти не отличались от группы с плацебо. После исследования было предложено объяснение: если некоторые позитивные психологические упражнения действуют, то это происходит в основном потому, что люди, которые обычно берутся за такие упражнения, уже знакомы с их логикой. Кроме того, у этих индивидов, как правило, высокая мотивация и заинтересованность в том, чтобы стать счастливее.
В связи с этим авторы предполагают, что позитивные психологические упражнения работают не для всех, а только для тех «искателей счастья», которые уже верят в них
Другое возможное объяснение может заключаться в том, что эти виды упражнений поразительно индуктивны. Поскольку в них как данность принимается утверждение, что людям никогда не стать настолько хорошими, насколько они могли бы быть, то тех, кто выполняет эти упражнения, независимо от того, верили ли они в них ранее или нет, призывают принять это самое предположение за истинное.
Инструкции по выполнению упражнений BPS, представленные Шелдоном и Любомирски, действительно, предвзяты в пользу их собственной гипотезы, следовательно, они побуждают людей считать, что (как и предполагают позитивные психологи) они не настолько развиты, насколько могли бы быть и что простое представление или письменное описание лучшей версии себя может дать значительные положительные результаты.
Изнурительная погоня за счастьем
Стоит также отметить негативные последствия, к которым могут привести эти предположения и убеждения. Процветание отлично иллюстрирует, как счастье порождает страдания, как мы уже это проанализировали. С одной стороны, это связано с тем, что, в то время как цель процветания — саморазвитие — определяет здоровых, нормальных и эффективно функционирующих личностей, на деле получается широкий спектр хронически нездоровых, ненормальных и дисфункциональных «я».
Саморазвитие подобно миражу на горизонте, недосягаемой цели без дедлайна. Аналогичным образом призыв постоянно стремиться к более высоким уровням процветания порождает парадоксальный эффект. Индивидуумы могут чувствовать себя обремененными этим императивом, с одержимостью интерпретируя и оценивая, способствует ли их собственному процветанию все, что они делают, думают и чувствуют.
В этом отношении погоня за счастьем не может быть ни противоядием от страдания, ни процветанием как противоположностью не-самореализации, поскольку те же самые нарративы, которые продвигают понятия счастья и самосовершенствования, порождают нарративы страдания и постоянной неполноценности и строятся на них.
Таким образом, с этой точки зрения кажется, что превращение погони за счастьем в образ жизни не всегда приносит обещанные и ожидаемые многими положительные эффекты. Напротив, постоянное стремление к личному росту и совершенствованию может быстро стать изнурительным, навязчивым и в конечном счете принести разочарования. Сколько поколений уже убеждали, что решение их проблем заключается в развитии их истинного «я», но их попытки отыскать его не приносили никаких результатов?