Про доброту — детям: развивающие мультики для детей - Женский журнал о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Стиль жизни

Про доброту — детям: развивающие мультики для детей

Про доброту — детям: развивающие мультики для детей

Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

Идея о том, что гаджеты — вселенское зло, закрадывается в голову родителей все чаще и чаще. Но просмотр видео — история нейтральная. И в наших силах переманить детей на сторону света. Секрет лишь в том, чтобы подбирать грамотный контент, который пойдет на пользу — например, поможет в развитии эмпатии.

Так что видео могут быть полезными. Надо лишь уметь ими грамотно пользоваться. О тонкостях процесса рассказывает практикующий семейный психолог, автор книг «Играй, Агата!», «Ген борща», «Дети и деньги» Катерина Демина.

Не вместо, а вместе

Сегодня у многих родителей возникает масса вопросов к контенту, который малыши и тинейджеры потребляют в сети. И порой разумным решением кажется оградить детей от «залипания» в гаджетах в целом. Но это чревато извечными проблемами: запретный плод сладок, его будут пытаться добыть любыми способами, градус одержимости будет лишь расти.

Так родители сами вызывают нездоровый ажиотаж, и ребятам уже не до выбора видео, когда удается добиться своему — только бы посмотреть, и все равно что. Поэтому важно не запрещать, а направлять.

Важно придерживаться нескольких правил

  • Воспитывайте в детях вкус и требовательность к выбору контента. Проще это сделать, показывая пример. Поэтому не оставляйте детей наедине с контентом, будьте рядом, выбирайте и смотрите мультфильмы и фильмы вместе.

  • Подбирайте контент по возрасту. Воспитательную функцию анимационные фильмы выполняют только в том случае, если посыл достигает адресата. Малыш не вынесет ничего из мультиков для школьников, а для школьников «герои детства» превратятся в пустую жвачку, инфошум, ту самую бессмысленную потерю времени, которой так боятся взрослые (и правильно делают).

  • Обязательно обсуждайте увиденное. Да, хорошие мультфильмы и фильмы вызывают эмоцию и содержат ту или иную мораль, тем самым уже воспитывая в ребенке эмоциональный интеллект, наводя на мысли о морально-этических ценностях. Но для закрепления материала важно, чтобы значимый взрослый своими словами проговорил то, что стоит усвоить. Так мы акцентируем внимание на ценностях и выводим их на уровень жизненных правил и принципов.

Давайте посмотрим на примерах, как это работает.

Кадр из мультфильма

1. Малышам — «Малышарики»

Дети до двух-трех лет в состоянии испытывать и отличать только несколько базовых эмоций. Это важно помнить, поскольку более тонкие настройки и глубокий смысл мультиков «на постарше» они просто не поймут. Они будут следить за сюжетом (поскольку, когда есть сюжет, есть и эмоции), но не более того. В этом смысле малышам гораздо больше подойдут «Малышарики», «Летающий звери», «Зебра в клеточку». Они очень точно сделаны с точки зрения психологии.

В этих сериях в единицу времени показана лишь одна базовая эмоция, она четко обозначена (в том числе по выражению лица героя очень четко понятно, что он сейчас чувствует), и ситуация максимально однозначная. Упал — расстроился. Дали подарок — обрадовался. Выскочило из-за угла чудовище — испугался.

Это понятная штука, но прелесть этих мультфильмов еще и в том, что там даже эти простые реакции проговариваются

Та же Нюша всякий раз говорит, что она испугалась. А ей за кадром объясняют, почему это нормально и как с этим справляться. Через такую демонстрацию малыши знакомятся с первичными эмоциями, учатся определять их у себя, начинают понимать взаимосвязи событий, мыслей, чувств. И отчасти их последствия.

Подобный подход — объяснить после визуального ряда — следует закреплять при переходе на мультфильмы более сложного порядка: просто в этом случае проговаривать все должен уже сам родитель. Ведь после трех лет эмоциональный репертуар начинает расширяться, переживания становятся более сложными, и ребенку нужно помогать разбираться в этом многообразии. Мы чувствуем уже не просто страх, а, например, обиду, которая является суммой злости и страха. И это тоже должно быть проговорено и объяснено.

Кадр из фильма «Бэмби. История жизни в лесу»

©Eric TRAVERS

2. Школьникам — про мир вокруг

Следующая ступень после знакомства с миром собственных эмоций — знакомство с миром эмоций, которые возникают в процессе коммуникации с внешним миром. Именно тут мы начинаем говорить о развитии эмпатии в самом прямом смысле слова. О сочувствии и переживании близким людям, людям вообще, живым существам в принципе.

Хороший пример в этом смысле — «Бемби». Большинство из нас знакомо с этим произведением благодаря анимации Disney, там история взросления олененка рассказана больше с позиции дружбы очень непохожих зверят, которые все-таки находят общий язык. Но и присутствующая в книге тема опасности, тревоги, печали (в том числе от потери близких), тоже прослеживается.

На этом этапе важно проводить параллели того, что происходит на экране с каждодневной жизнью ребенка

В оригинальном произведении Феликса Зальтена философская канва о «круге жизни» раскрыта куда более глубоко. И, вероятно, будета детально разобрана в новой экранизации книги — французском фильме Мишеля Фесслера «Бемби. История жизни в лесу», который выйдет в российский прокат 17 октября — одновременно с мировой премьерой. В любом случае это произведение — очень емкий повод поговорить с детьми о взаимодействии с окружающим миром, о различиях между людьми, о заботе по отношению к слабым, о социальных ролях и многом-многом другом.

Кадр из фильма «Головоломка 2»

3. Подросткам и взрослым — «Головоломка»

Сейчас на экраны вышла вторая часть культового мультфильма. И это произведение я бы рекомендовала всем подросткам и родителям как обязательное к просмотру.

Этот красиво, с большой изобретательностью и прекрасным юмором сделанный мультфильм учит пониманию своих эмоций и взаимодействию с другими людьми уже на «продвинутом» уровне. В легкой форме зрителям показывают, как сложные эмоции раскладываются на базовые, из чего состоит весь спектр переживаний, как связаны причинно-следственными связями не только внешние триггеры, но и внутренние комплексы, травмы и так далее.

«Головоломка» — что первая, что вторая — просто гениальна. Причем она гениальна в том числе для родителей.

К сожалению, сегодня я вижу, что даже взрослые люди могут не задумываться, что происходит у них самих в голове и на душе

А значит, они не в курсе, что может происходить с ребенком в той или иной ситуации. И тут как раз речь о том, что воспитать эмпатию на мультфильмах можно. Но начинать надо с собственного эмоционального интеллекта, с собственной реакции на тот или иной сюжет.

Увы, нередко на детской площадке я становлюсь свидетелями печальных сцен. Родители не имеют никакого представления ни о возрастных феноменах, ни о собственных реакциях. Часто «воспитание» идет через угрозы — угрозы наказания, угрозы избиения, угрозы бросить. А речь идет о годовалых детях, которые воспринимают любую информацию буквально! Так что воспитывать эмпатию важно не только детям, но и самим взрослым. И «Головоломка» им как раз в помощь.

Главный критерий выбора

Существует расхожее мнение, что все советские мультфильмы были «добрыми», а вот западная культура ничему не учит, только ввергает в пучину клипового мышления. Но стоит признать, что и советская мультипликация не без греха.

Мы все помним трогательный мультфильм «Варежка», казалось бы, это про любовь к животным. Но если присмотреться, это про депривацию, про эмоциональную глухоту. Мы обожали зайчика, повторяющего, что у него дома «четыре сыночка и ла(м)почка дочка», но по факту это история про то, как важно принести себя в жертву обществу — и общество (посмертно) позаботится о твоей вдове и детях.

Нередко в советских мультфильмах мелькает идея «принуждения к добру»: через шантаж, угрозу полного отвержения, изгнания из коллектива/семьи ребенок получает информацию о желаемом и приемлемом поведении. Нельзя ставить себя выше других, нельзя идти против коллектива, нельзя ничего хотеть для себя (даже слово «Я» — вне закона), нельзя быть непокорным.

Последствия всего этого мы и видим сегодня на детских площадках, где вы пытаются вырастить сплошь послушных и удобных детей

В советской мультипликации — к слову о «Головоломке» (или еще отличном мультфильме «Я краснею») — нет ни одной истории о возрастных изменениях, о семейных взаимоотношениях с неоднозначными конфликтными ситуациями. Нет ничего о сочувствии без идейной подоплеки. Я помню, как меня, уже совсем взрослую, поразил мультик «Унесенная призраками», а позже и «Бродячий замок Хаула»: в них _жалеют_ и прощают тех, кто причинил множество страданий множеству героев (Юбабу, Безликого, Болотную ведьму). Заботятся о них! Невозможно представить себе такой расклад в советских мультфильмах. А ведь это и есть самые сложные темы в коммуникациях.

Как подобрать контент?

Так ака же подобрать контент, который поможет в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта, а не наплодит еще больше тревог и травм?

Пожалуй, критерий тут только один: важно смотреть мультики, которые сделаны здоровыми взрослыми людьми, которые транслируют здоровые ценности принятия, уважения, заботы, внимания — без пропаганды и указки. Все это, как правило, хорошо видно. Ведь в них много искренности и душевного тепла. Именно такие мультфильмы воспитывают. А манипулятивные и злые работы просто не становятся популярными.

И важным признаком здесь, как ни странно, будет то, что такую анимацию интересно смотреть взрослым

И, конечно, не забываем, что эмпатия воспитывается все-таки каждодневной жизнью ребенка — то есть словами и действиями. Как с детьми обращаются, как друг с другом в семье разговаривают. Главный фигурант тут — зеркальные нейроны, которые учат ребенка подстраиваться под семью (у младенцев это вообще первый инструмент приспособления как фактора выживания, обеспечения безопасности). То есть лучше всего работает личный пример. Мультфильмы же могут быть еще одним инструментом, но ни в коем случае не единственным.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»