«Муж заставляет детей делать по утрам зарядку. Пыталась отговорить — сказал не вмешиваться» - Женский журнал о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Личный опыт

«Муж заставляет детей делать по утрам зарядку. Пыталась отговорить — сказал не вмешиваться»

«Муж заставляет детей делать по утрам зарядку. Пыталась отговорить — сказал не вмешиваться»

Мой муж заставляет детей (девочке 12, мальчику 8 лет) по утрам делать зарядку. Они не хотят, но делают, так как боятся отца. Я пыталась объяснить мужу, но он не слышит меня. Говорит, чтобы я не вмешивалась. Острее всего воспринимает это дочь. Как быть?

Айгуль, 40 лет

Здравствуйте, Айгуль! Действительно, психологи постоянно говорят о том, что детей нельзя заставлять, нужно с ними договариваться, убеждать, просить, заинтересовывать. Тем более нельзя заставлять ребенка делать то, что вызывает у него отвращение или страх. Давайте поподробнее остановимся на этих двух эмоциях.

Отвращение — это сильнейшая врожденная эмоция, которая эволюционно защищает нас от опасностей окружающей среды. Если у ребенка возникает к чему-либо отвращение на физиологическом уровне — это видно по его мимике и движениям (не путать с ленью или упрямством) — и нельзя заставлять его преодолевать это отвращение. Например, категорически нельзя заставлять ребенка есть какие-то продукты, которые он не переносит и категорически не хочет есть, если у него нет аппетита или он чувствует, что уже наелся. Такие действия могут приводить в будущем к нарушению пищевого поведения, различным пищевым расстройствам, включая булимию и анорексии, а также вызвать проблемы с лишним весом.

Также нельзя заставлять ребенка делать то, что ему страшно или что вызывает у него сильную тревогу и волнение. К примеру, заходить в воду или плавать, подходить близко к краю, когда он высоко стоит (даже если там есть стекло), дотрагиваться до насекомых, оставаться в темной комнате. Родители почему-то полагают, что таким образом они сломят страх ребенка и помогут его преодолеть, помогут ребенку изменить свое отношение к тому, чего он боится. Но от таких насильных действий страх и тревога не уменьшаются — наоборот, эти эмоции становятся больше и сильнее. Есть множество других способов помочь ребенку преодолеть свои страхи.

Однако важно учитывать, что всеми детьми движет принцип удовольствия

Они хотят делать только то, что приносит им радость, положительные эмоции, расслабление, смех и веселье. Это намного приятнее, чем напрягаться, стараться, трудиться, прикладывать усилия, применяя силу воли. Мало того, у маленьких детей пока еще нет этой силы воли — умения предпринять сознательное усилие и делать то, что нужно, хотя этого делать очень не хочется. Сила воли начинает появляться у детей примерно к 6-7 годам и еще очень долго будет формироваться, на протяжении всего школьного возраста.

Даже взрослым людям сложно заставить себя делать то, что нужно, хотя они знают, что это и важно, и полезно. Например, все знают, как хорошо для здоровья делать зарядку по утрам, и часто собираются начать «со следующей недели», но никак не могут себя заставить. И в этом плане наличие в семье взрослого человека, который настаивает на том, чтобы ребенок по утрам делал зарядку, — скорее положительный факт, нежели отрицательный.

В этом случае ребенка не заставляют делать то, что для него отвратительно или вызывает страх/тревогу. Вероятно, это просто лень, отсутствие желания. Да, конечно, можно сказать: «Нет желания? Ну и ладно, не делай. Делай только то, что тебе хочется. А чего тебе не хочется — не делай». Но будет ли этот ответственно со стороны взрослого?

Будет ли это признаком действительной, искренней заботы о физическом и психологическом здоровье ребенка? Не думаю

Недавно одна из подписчиц моего телеграм-канала написала в комментариях: «Считаю, что если учить ребенка жить через „не хочу“, через делание того, что он не любит, — то это научит ребенка жить жизнь через то, что не нравится, что он не любит! Ребенок так учится жить не свою жизнь, а учится жить через „надо“! Считаю, что нужно переводить то, что не нравится, в позитивное русло, смотреть с другой стороны, и перенаправлять так, чтобы нравилось!»

И я с этим не совсем согласна. Не все, что в целом для нас полезно, что принесет плоды через некоторое время — обязательно должно в настоящий момент нравиться. Например, многим детям не нравится читать, делать домашнюю работу, тренироваться играть на музыкальном инструменте, помогать по дому… И что же теперь, нам не нужно побуждать ребенка это делать? Я считаю, что именно через внутренние и внешние усилия, через преодоление формируются и сила воли и характер.

А сила воли очень важна человеку по жизни и является залогом того, что он сможет достигать того, чего хочет, а не только мечтать об этом

Еще раз повторю свою мысль другими словами. Если делать все время только то, что любишь и хочешь — и не делать то, что нужно для твоего развития, образования, хорошей физической формы, здоровья — не будет формироваться и укрепляться сила воли, которая так важна для достижения практически всего, чего захочет человек.

Любая учеба, освоение того, чего раньше не знал, формирование новых навыков и умений — все это связано с усилием, которое нужно предпринять. Это усилие может быть маленькое, а может быть большое. Но оно совершенно необходимо, без него никак. И даже если в данный момент делать чего-то не хочется, но есть понимание, что это полезно, нужно и важно, что это через некоторое время принесет свои плоды — сила воли, умение преодолевать внутреннее сопротивление очень помогут.

Есть тут еще один аспект. У детей пока еще недостаточно жизненного опыта и знаний, чтобы уметь предвосхитить события и увидеть, к чему могут привести в будущем те или иные их действия. Мы, родители, обладаем этим жизненным опытом и знаниями, и на нас лежит ответственность за детей. И если мы видим, что действия ребенка (или бездействие) приведут к определенным последствиям, наша задача ребенка направить, убедить, уговорить делать то, что нужно. Например — чистить зубы, если ребенок этого не хочет; мыться в ванной или в душе, мыть голову шампунем, подстригать ногти.

Необходимо вести разговоры, объяснять, убеждать, побуждать и даже настаивать

В вашем письме отец детей пытается сформировать у них здоровую и полезную привычку — делать зарядку по утрам. Согласитесь, это все-таки по сути другое, чем заставлять ребенка есть насильно, вызывая у него тошноту и отвращение, или заставлять ребенка зайти в воду через ужас и страх. Зарядка — это не сложно, не больно, не отвратительно и не страшно. Наоборот, это очень полезно. Да, неохота. Да, лень. Конечно, многим детям совсем не хочется это делать. Но ведь сколько пользы! И папа, наверняка, руководствуется благими побуждениями.

Поэтому я думаю, что вам важно поддерживать папу в его желании привить детям здоровые привычки. Они легче примут это, если будут чувствовать, что мама и папа поддерживают друг друга в этом и оба считают, что это полезно. Если же дети чувствуют, что папа — «злой полицейский», который заставляет их делать эту дурацкую зарядку, а мама — «добрый полицейский», который считает, что папа издевается над детьми и не прав — им будет намного сложнее правильно воспринимать это как пользу для себя. Они будут постоянно искать у вас защиты от папы, а папе будет очень неприятно, что его инициативы, связанные со здоровыми привычками для детей, мама критикует и саботирует.

У меня для вас даже есть неожиданная рекомендация. Присоединяйтесь по утрам к таким утренним зарядкам — делайте их всей семьей!

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»