Лицо с субтитрами: как мимика выдает наши чувства, даже если мы этого не хотим
Соцсети
Что такое «лицо-субтитры»
Один из лучших примеров лица с субтитрами миру подарило вирусное видео с Дуа Липой, появившееся в соцсетях летом 2024 года. На нем певица случайно встретилась с фанатом, который решил исполнить перед ней свою песню. Композиция оказалась не слишком удачной, но Дуа Липа дослушала трек до конца — и по ее лицу было заметно, как неловко она себя чувствует.
Лицо-субтитры — это выражение лица, которое мы делаем в неудобных ситуациях, когда выразить свои чувства словами или действиями невозможно, например, из нежелания показаться грубым или невежливым. Случиться такое может не только с Дуа Липой — лицо-субтитры непроизвольно может возникнуть на работе, когда мы вынуждены слушать незаслуженную критику в свой адрес, в общении с родственниками, когда они переходят личные границы, но мы не решаемся остановить их, или друзьями, если те нечаянно выдают наш секрет.
Таким образом, лицо-субтитры выдает наши эмоции, которые мы по той или иной причине не можем озвучить вслух. При этом речь не всегда может идти только о негативных чувствах — так же, одной только мимикой, человек может выражать и свое восхищение, любовь, радость и не только.
Почему мы можем ошибаться в анализе чужой мимики
Эрнест Арутюнов
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Телеграм-канал
Размышляя о явлении «лицо с субтитрами», как о методе чтения эмоций или мыслей, который открыли представители поколения Z в Тиктоке, первое, о чем хочется вспомнить, так это о таком механизме психологической защиты, как проекция.
Проекция была описана еще в начале прошлого века Зигмундом Фрейдом. Это механизм, при котором человек по разным причинам приписывает свои бессознательные или осознаваемые чувства, мысли и желания другому человеку или иному объекту, будь то домашнее животное или предмет мебели. Из этого получается, (конечно же, не без исключений), что в большинстве случаев, видя изменения мимики собеседника и приписывая им собственный смысл, мы:
отказываемся признавать в человеке напротив личность с собственным неизвестным нам внутренним миром;
составляем в своих мыслях некий образ этого человека, который, скорее всего, ему не соответствует.
Эти действия могут многое рассказать о нас или о нашем опыте. Продолжая мысль о несоответствии наших проекций с внутренним миром другого человека, хочется обратиться к американскому психологу Марше Линехан и к ее диалектической поведенческой терапии, которую называют третьей волной когнитивно-поведенческой терапии. Одним из навыков, благодаря которому люди прошедшие DBT заживают новой счастливой жизнью, является умение различать факты от интерпретаций. Например: если рассмотреть завирусившееся видео, на котором перед Дуа Липой поет, подыгрывая на гитаре, фанат, фактами будут являться именно это действие и внешне безэмоциональная реакция самой певицы.
Что касается интерпретаций, то здесь для каждого открывается свой полет фантазий
Кто-то может приписать поведению Дуа Липы как возможную собственную реакцию на подобное выступление, так и реакцию, которая соответствовала бы ее публичному образу, но не ее реальной личности. Если углубляться в этот пример, я бы предложил поразмышлять о том, чем певица занималась до встречи с фанатом. Возможно, она за мгновение до этого поссорилась с молодым человеком и просто психически не успела переключиться на своеобразное проявление любви от поклонника. Или же буквально за несколько секунд до случившегося на видео она узнала какую-то важную новость и все ее мысли, несмотря перформанс парня с гитарой, крутились вокруг этой информации.