Как живут выжившие дети Беслана: 20 лет после трагедии в школе № 1, мнение психолога
графии жертв теракта на стене спортивного зала бывшей городской школы N1 в канун траурных мероприятий по случаю годовщины трагедии
ИТАР-ТАСС/ Сергей Узаков
Что случилось в Беслане
Утром 1 сентября 2004 года террористы захватили одну из школ в городе Беслане — они взяли в заложники более 1100 человек, многие из которых были несовершеннолетними. Захват школы длился два с половиной дня. 3 сентября сотрудники ФСБ организовали штурм здания, в ходе которого большинство террористов было уничтожено. Жертвами трагедии стали 333 человека, из них 186 — дети.
О том, как террористический акт в бесланской школе отразился на россиянах и почему работа с психологами важна для жертв и свидетелей подобных трагедий, мы попросили рассказать психологов.
Как теракт в Беслане отразился на россиянах
Влияние событий в Беслане на россиян психолог Марина Гринвальд предлагает рассмотреть на примере исследования, проведенного среди трех референтных групп детей:
-
жертв;
-
очевидцев;
-
заложников;
«Психодиагностика показывает, что всем группам нанесен непоправимый вред, — рассказывает Гринвальд. — У каждой из групп можно наблюдать посттравматическое расстройство и изменения в области ценностно-смысловой сферы. Дальнейшее наблюдение детей, ставшими заложниками или невольными очевидцами данных событий, также свидетельствует о том, что посттравматический синдром оказал влияние на эмоционально-личностное развитие».
Специалист уточняет, что взрослые, ставшие свидетелями трагедии, вне зависимости от того, узнали они об этом из СМИ или являлись очевидцами на месте, получили похожий негативный психологический опыт. Поколение, на глазах у которого развернулись трагические события такого масштаба, навсегда получили тревожный отпечаток на психике.
Чувство безопасности и вера в недопустимость массовых убийств детей были частично утрачены
«В связи с этим, изменилось восприятие, уровень осторожности, напор агрессии при кажущейся опасности и уровень тревожности в целом, — рассказываться психолог. — Поколение „Беслана“, безусловно, отличается от сегодняшнего поколения, на долю которого выпали не менее страшные события. Разница лишь в том, что Беслан был первым актом терроризма и чудовищной жестокости, доказывающим и демонстрирующим то, что до этого было неочевидно — нельзя вести переговоры с террористами».
- Есть ли у вас симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)?
С чем сталкиваются жертвы и свидетели трагедии
«Трагедия всегда разделяет жизнь на „до“ и „после“. И в этом „после“ не хочется быть, — объясняет последствия пережитого травматического опыта клинический и семейный психолог Марина Щеглова. — Человек больше не знает, кто он теперь и как ему жить в этом новом несправедливом мире».
Подобное происходит и с теми, кто узнал о трагедии опосредованно, например, через медиа или соцсети, и с самими жертвами события.
Приходится заново выстраивать себя, искать новые основания для веры, пересобирать свою жизнь, находя в ней смыслы
«Самостоятельно это сложно сделать взрослому и практически невозможно сделать ребенку. Да, детская психика пластична, но если не помочь отреагировать, не помочь объяснить себе, что произошло и как с этим жить дальше, человек может остаться в этом состоянии надолго и тогда речь будет идти уже о посттравматическом стрессовом расстройстве», — поясняет специалист.
У жертв и свидетелей трагедий могут возникать суицидальные мысли — их, обращает внимание Щеглова, важно отслеживать и останавливать, потому что когда тяжело — смерть становится избавлением от душевной боли.
«Именно поэтому так важно обратиться за помощью к психологу — чтобы найти выход, — подчеркивает она. — Жертве очень сложно начать говорить о трагедии, нет ни сил, ни внутренних ресурсов. Психолог запускает процесс отреагирования, чтобы человек смог говорить о том, что с ним произошло, разрешить себе кричать, плакать, защищаться и нападать. Сделать все, что он тогда хотел, но не мог».
Когда мы разрешаем себе делиться своей болью, мы начинаем ее отпускать
Боль и отрицание в какой-то момент сменятся на горевание. «Будет все еще тяжело, но уже переносимо. И это относится не только к жертвам трагедии, но и к свидетелям, которые непосредственно были рядом», — напоминает Марина Щеглова, отмечая, что работа с психологом должна начинаться по возможности как можно раньше.
Прорабатывая чувство горя, по словам специалиста, человеку важно не только пережить то, что с ним произошло, но и разрешить себе жить дальше. «Иногда это самое сложное. Ты ходишь, смотришь, в чем-то участвуешь, но ни во что не включаешься по-настоящему, ты просто наблюдаешь со стороны. Потому что ничто не сравнится со смертью.
В этот момент важно знать, что и это пройдет. А потом будут новые планы на жизнь, новые надежды, другие мы», — заключает она.
Мемориальный комплекс в Беслане
Сергей Петров/NEWS.ru/ТАСС
Чем грозит отсутствие помощи жертвам и свидетелям трагедии
О том, что человеку не всегда удается справиться с переживанием самостоятельно, говорит и психолог Ирина Николенко. Острые эмоционально-негативные состояния существенно затрудняют жизнедеятельность человека, порою делая ее невыносимой, а последствия травматического стресса могут проявляться в самых разных формах.
-
Аддитивное поведение — алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. «Алкоголь или наркотик могут использоваться человеком в роли релаксирующих средств, чтобы снять или частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх», — также упоминает Николенко.
-
Проблемы с сексуальным поведением, сном или питанием вследствие чрезмерного стресса.
Подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.
Именно по этой причине необходима психологическая помощь
«Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие как на психические, так и на соматические функции человека. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека», — объясняет специалист.
«Травматическое событие — трагическое, ошеломительное, чрезвычайно значимое для личности, а психическая травма является глубоко индивидуальной на него реакцией, — рассказывает клинический психолог и психотравматолог, преподаватель НОЧУ ВО „Московский институт психоанализа“ Ольга Казакова. — Эта реакция, как правило, вызывает колоссальное психическое напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и вызывают устойчивые изменения состояния человека и его поведения».
Непроработанный травматический опыт, по словам Казаковой, все равно будет возвращаться в разных формах:
-
в повторяющихся кошмарных снах;
-
флешбеках;
-
гипербдительности;
-
депрессивных и тревожных расстройствах;
-
суицидальных мыслях и намерениях.
Кроме того, чтобы попытаться как-то справиться и защитить себя от разрушения, у травмированной психики развивается эмоциональное онемение, что приводит к значительному ухудшению общения с людьми и контакту с социумом в целом. Поэтому так важно позаботиться о себе и обратиться за профессиональной помощью.
«Грамотный психотравматолог обязательно расскажет вам, что вы будете делать на сессиях, и как это поможет вам остаться живым и чувствующим, несмотря на тяжелый опыт в своей жизненной истории», — подсказывает Казакова.
- Какие раны вам мешают быть собой?
Как работа с психологом помогает жертвам и свидетелям трагедий
Если вы стали жертвой или свидетелем трагического события, грамотная профессиональная поддержка в период переживания вами полученного сильнейшего стресса может предотвратить формирование психической травмы.
«Профессиональный психотравматолог создает поддерживающую, принимающую и безопасную среду, в которой возможен процесс переработки полученной непростой информации и интеграция травматического опыта в общую память человека, — объясняет Казакова. — Пока при помощи специалиста не произойдет осмысление травмы, информация о ней будет продолжать активно существовать в памяти, навязчиво актуализироваться под воздействием триггеров, даже косвенно напоминающих о травме, это могут быть звуки, запахи, похожие места».
Марина Гринвальд
Магистр психологии, немедицинский психотерапевт
Марина Щеглова
Клинический и семейный психолог
Ирина Николенко
психолог