«К чему мы готовим детей?» Мотивирующее обращение психолога — к родителям
Притча
Однажды вечером старая женщина что-то искала на улице напротив своего дома. Вокруг нее собрались люди и спросили, что она ищет.
— Я потеряла иголку, — ответила женщина. Все начали ей помогать искать иголку.
— Улица такая большая, а иголка такая маленькая, да и ночь надвигается, скоро будет совсем темно. Не можешь ли точно вспомнить, в каком месте она упала? — спросили помощники после долгих поисков.
— Иголка упала в доме, — ответила женщина.
— Так почему же ты ее ищешь на улице, — спросили изумленные помощники.
— Потому что здесь светлее, — ответила женщина.
Обвинение
-
Мы воспитываем детей, руководствуясь устаревшими неактуальными принципами.
-
Мы делаем их такими, какими они бы понравились нашим родителям, и не учим соответствовать духу времени.
-
Нас пугает неопределенность и будущее, контролировать получается только прошлое, поэтому мы контроль свой усиливаем там, где понятно и избегаем того, что ново и непонятно.
-
Мы требуем от детей получения профессии, чтобы они смогли себя прокормить. А перед этим нужно обязательно учиться по всем предметам в школе хорошо, сразу поступить в институт, потом сразу пойти работать.
-
У ребенка нет ни времени, ни опыта, чтобы действительно выбрать себе профессию.
-
Получается, что расплата за семью и родителей — бессмысленное насильственное образование.
-
Многие профессии, на которые родители толкают детей, в будущем вообще будут не нужны. Технологии обгоняют в развитии.
Столько раз я слышала, что подросток ничего не хочет, ему ничего не интересно, он никого не уважает. Да потому что он не привык вообще думать, что ему хочется и что интересно. Им управляли, его таскали, записывали, радовали, баловали, наказывали, критиковали, а что он сам хочет, его никто думать не учил, эту неудобную сторону жизни обходили, ведь он не хотел то, что нужно.
В итоге он стал взрослым, и единственное, что ему сейчас надо, — освободиться и передохнуть, попытаться совершить свои ошибки, понять, на что он правда в жизни способен, кроме сдачи экзаменов и посещения секций. И на это могут уйти годы, если не десятилетия. Зависит от того, как сильно он заблудился в себе ранее. Но его будут пихать в вузы, на работу, в семью, а значит понимание себя опять отложится на неизвестный срок. И отсюда выгорание, инсульты, суициды, психосоматические болезни, алкоголизм и зависимости.
Решение
Критическое мышление
Нужно будет критическое мышление, а оно подразумевает наличие собственного мнения и здоровую самооценку.
Креативность
Необходима креативность, которая рождается из свободы и возможности проявляться и безоценочно развивать свои собственные таланты, а не идти на медаль или быть победителем кем-то установленных олимпиад.
Устойчивость
Важна устойчивая психика, основой для которой должна быть прежде всего семья. Принятие, поддержка, безусловная любовь, ощущение самоценности ребенка.
Эмоциональный интеллект
Нужен эмоциональный интеллект — умение понимать себя и других, чувствовать, от чего мне плохо, а от чего хорошо.
Из управления эмоциями вырастает навык эффективной коммуникации и понимание собственной мотивации.
А навыки коммуникации сейчас ушли далеко от грамотного письма и речи. Сегодня молодые люди, не умеющие связать двух нормальных слов, фильмы снимают и миллионы зарабатывают на умении обращаться с технологиями и быстро создавать контент. Им достаточно трех слов, описывающих тренды, чтобы создавать новый вместе и через действия объединяться в команды.
Умение анализировать свои эмоции помогает понять, от чего мне будет хорошо не только сейчас, но и дальше. И выбирать не сиюминутные развлечения, а более долгосрочные. И этому ребенка нужно учить не фразами «я же говорила», а совместными рассуждениями, через активное слушание.
И когда ребенок поймет, что он хочет, у него появится мотивация, а через мотивацию уже можно самого себя заставить и учиться и работать. И на пути к такому самопознанию родители должны стать поддержкой, а не преградой.