Батюшка заявил, что у женщин «нет стыдливости», а Западу скоро — «гаплык». Почему он так думает?
YouTube-канал «Протоиерей Андрей Ткачев»
«Как будто они клоуны в цирке»
На необычную речь священника обратила внимание Ксения Собчак, о чем она рассказала в своем блоге, выложив видео с его монологом. Выступая, вероятно, перед прихожанами, Андрей Ткачев обрушивается с критикой на пожилых женщин, которые «носят мини-юбки» и имеют татуировки. «Как же мы, погоду узнаем, а по себе не судим? Старуха вышла 70-летняя в наколках с папиросой, — тревожится священнослужитель. — Вот тебе на! Ты же бабушка, должна Отче наш научить внучку или внучика. Научи внучку книжки читать, русские сказки. Нет, она в мини-юбке, с надутыми губами, с папиросой, с наколками — ей 70 лет, у нее совести нету. Посуди по себе».
Помимо этого, Ткачев предрек конец «глобальному» Западу в лице Европы и США — им, по мнению батюшки, в скором времени придет «гаплык». «Бежать надо оттуда на покаяние, туда, где еще выжить можно в ближайшее время», — посоветовал он. Причина тому в том, что весь мир «беснуется», а люди стали превращаться в «бессовестных собак и свиней».
«Такая реакция на тату у пожилых женщин — про контроль над женским телом»
Алина Гулько
Психолог, эксперт «Психодемии»
Я бы рассмотрела сначала сам монолог, потому что он задает контекст — и в этом случае мы смотрим не на что иное, как обыкновенный сексизм.
В своей речи Ткачев говорит прежде всего про пожилых женщин, потому что сексистские и эйджистские установки связаны: именно от женщин ожидается, что они будут скромно одеваться, «элегантно стареть», сидеть с внуками и учить их «Отче наш». Татуировки и шорты в эту картину явно не вписываются.
Мужчинам же в пожилом возрасте обществом «прощается» гораздо большее — и алкоголизм, и насилие, и те же татуировки. Такая реакция на тату у пожилых женщин — это тот же контроль над женским телом. Обычно про него говорят на примере требования родить ребенка — вот это обновленный список требований для той же, только повзрослевшей женщины.
- Тест: ист(ка) ли вы?
Реальность, где «нет стыда у женщин», похоже, пугает служителя церкви. И очень к месту, потому что стыд (и страх) — основа социального контроля: теряя стыд, человек освобождается из-за под этого контроля, то есть из-под власти авторитарных иерархических обществ, в том числе церкви.
Стыд — эмоция чисто социальная и, в отличие от вины, довольно разрушительная
Вина звучит так: «Я причинил вред этому человеку, готов извиниться и помочь». Стыд же звучит иначе: «Похоже, я какой-то неправильный, мне надо себя изменить, иначе меня накажут». Во втором состоянии просто невозможно быть устойчивым автономным человеком.